Регионы Советы Туристам
начало / регионы / центральный федеральный округ / рязанская область / туристические маршруты рязанской области /

Город Касимов

Город Касимов был основан суздальским князем Юрием Долгоруким в 1152 году как опорный пункт поселившихся здесь финно-угорских племен. Первоначально город носил название Городец Мещерский и выполнял функцию города–крепости для охраны границ Владимиро-Суздальского княжества. С 1376 по 1471 год город назывался «Новый Низовой». 

Особая эпоха в истории города Касимова — период с середины XV и почти до конца XVII века. В 1452 году московским князем Василием II Темным город был подарен бежавшему из Казани Касим-хану. Касим-хан преданно служил русскому народу и за это в 1471 году город был переименован в его честь. В связи с образованием в Мещерском крае Касимовского татарского ханства, столицей которого стал город Касимов, сюда прибыли татары из Крыма, Казани и других мест. Удельное Касимовское царство, которое находилось в прямой зависимости от великого князя московского, просуществовало более 200 лет. В состав царства входили уезды Рязанской и Тамбовской губерний (Касимовский, Шацкий, Елатомский, Темниковский). Род касимовских царевичей закончился в 1700 году, хотя уже задолго до этого их правление было относительным. Правда, они сохранили свой титул, а так же играли роль воевод Москвы. В 1773 году Касимов стал уездным городом Рязанского наместничества.

Своеобразие архитектурного облика Касимова обусловлено его историей. Со времен касимовского царства до нас сохранилось несколько интересных строений: минарет времен царевича Касима, мечеть, два мавзолея (текии), в которых погребали татарских царей.
Окружающие районы стали объектом феодальной эксплуатации, которая получила особенное развитие в восемнадцатом и первой половине девятнадцатого века. К моменту реформы 1861 года (отмена крепостного права) в уезде насчитывалось 42 дворянина-землевладельца. Некоторые из них были крупнейшими земельными магнатами, имевшими во владении несколько десятков тысяч десятин. Более 80% всех крестьян уезда находилось в крепостной зависимости от крупных и мелких землевладельцев.

В первой половине девятнадцатого века в городе стала развиваться промышленность, которая в ряде случаев основывалась на местных промыслах, широко развитых в уезде. В конце девятнадцатого века Касимов становится довольно крупным для периферии торгово-промышленным городом. В нем проживало в то время (по переписи 1897 года) 13500 человек. Облик Касимова был типичным для многих уездных городов Российской империи. Здесь было около 40 трактиров и лишь одна больница на 50 коек; 15 церквей и только три средних учебных заведения.

За несколько веков произошло тесное переплетение двух культур — русской и татарской. Изменился облик города и его окрестностей. Только в Касимове можно увидеть необычное соседство мечети с православным храмом и русского язык с татарским. Традиции двух народов органично вписываются в быт жителей современного города.

В наши дни Касимов – один из самых крупных городов Рязанской области с населением более 35 тысяч человек. Город известен своими промышленными предприятиями и великолепными местами отдыха.

Касимовский краеведческий музей

Известно, что история Касимовского краеведческого музея началась в апреле 1919 года, когда по инициативе уездной комиссии было принято решение об организации в городе нового исторического проекта. Сотрудники музея вели интенсивную собирательскую, просветительскую и исследовательскую работу. Именно в те годы был заложен фундамент музейного собрания. Коллекции первоначально формировались на основе ценностей, изъятых из усадебных имений князей Голицыных и Олениных, а также закрытых монастырей и церквей.

В 1939 году, когда музею передали здание бывшей Ханской мечети и часть «воеводского дома», возникло решение о разделении экспозиции на два отдела — естественный и исторический. В этом памятнике татарской архитектуры музей и обосновался на долгие годы. Сейчас там находится фондохранилище и экспозиция «Этнография касимовских татар».

Со временем музею стало тесно в стенах мечети, и в 1998 году администрацией города было предоставлено еще одно здание, которое находится в исторической части города – на площади Соборной, недалеко от Вознесенского храма. Постепенно краеведческие материалы заняли ведущее место в собрании музея, и в 2002 году была построена стационарная экспозиция, каждый посетитель которой сможет совершить путешествие в историческое прошлое касимовского края.

На сегодняшний день музейными сотрудниками сформировано немало интересных и самобытных коллекций. Ныне фонд музея насчитывает более 42 тысяч единиц хранения, причем он постоянно пополняется предметами музейного значения, характеризующими современную историю края. С каждым годом работа Касимовского краеведческого музея становится все более заметной и значимой в жизни города и района. Посетить этот проект стремятся как гости города, так и люди, увлеченные историей родного края. 

Телефон: +7 (49131) 4−38−36; 2−20−61

Адрес: Касимов, пл. Соборная, дом 7/8; пл. Победы, д. 9

Мавзолей-текие хана Шах-Али-Хана

Вблизи мечети стоит мавзолей (по-татарски — текие) Шах-Али-хана, построенный в 1555 году. Это небольшое сооружение простой прямоугольной формы с низким белокаменным сводом тоже сложено из блоков известняка. Несколько маленьких арочных проемов окон без наличников и несложный карниз на фоне глади стен составляют почти все его убранство. Единственными украшениями являются лишь каменная плита с арабской надписью в профилированной рамке, расположенная над входом в мавзолей, и помещенный выше ее остроугольной формы сандрик. 

Надпись над входом гласит: «Строитель и собственник этого здания — Шах-Али-хан, сын Шейх-Адмяр-султана: 21 числа месяца рамазана 962 года (9 августа 1555 года)». Вокруг нее, отделенные узкой полосой, высечены стихи из Корана. Будучи русским ставленником, большую часть времени Али-хан проводил в России, участвовал в Ливонской войне, но сдать Казань в 1552 году отказался, отрекшись от престола и вернувшись в Касимов. Вскоре сюда же была сослана и насильно выдана замуж за Шах-Али Сююмбике — последняя царица Казани, героиня татарских легенд.

Внутри мавзолей разделен поперечной стеной на два помещения: одно большое, в котором находятся могилы Шах-Али-хана, его жены и нескольких родственников, и другое, малое, бывшая молельня, где читали Коран для поминания погребенных здесь лиц. Сюда ведет отдельный вход с западной стороны мавзолея. Надгробные плиты в нем плохо сохранились. Еще в XIX веке после произведенных здесь реставрационных работ, писали: «Сильно пострадали внутри текии гробницы и надгробные камни и, к сожалению, пострадали не столько от времени, сколько от рук человеческих».

С южной стороны, справа от главного входа, расположена лестница, ведущая в подвал, под которым ниже есть еще одна камера. Возможно, что она является частью подземного хода, ведущего к минарету, или тайником.

Адрес: Касимов, ул. Победы (напротив старой мечети)

Георгиевская церковь

Наиболее старой из православных церквей города Касимова является церковь Богоявления с пределом Георгия Победоносца — покровителя ратных людей. Георгиевская каменная церковь  строилась с 1691 по 1700 год. Церковь имеет главный престол во имя Богоявления Господня, а так же боковые, один из которых посвящен Зосиме и Савватию, второй Георгию Победоносцу, а третий Николаю Чудотворцу. В нынешней Богоявленской церкви примечателен иконостас, который отличается своей древностью и массивностью; в иконостасе много старинных образов. За алтарем Георгиевской церкви в ограде находится большой продолговатый камень, без всякой надписи, с восьмиугольным крестом. Предполагается, что это надгробие, но личность похороненного под сим камнем человека до сих пор остается загадкой. 

Храм был возведен на территории Пушкарской слободы вместо двух ветхих церквей и чаще называется по пределу, Георгиевской, а в народе зовется «Егорьевской». Расположенная на крутом обрыве берега Оки, церковь хорошо видна в силуэте города, особенно со стороны реки. 
Георгиевский храм пятиглавый, с высоким четвериком и низкой трехчастной апсидой. Еще более высокая трехъярусная колокольня завершена небольшой барочной главкой со шпилем. Между колокольней и храмом располагается низкая одноэтажная трапезная, расширенная в XIX веке.

Из всех Касимовских церквей в оформлении Георгиевской церкви более всего чувствуются традиции барокко конца XVII века. Так прямоугольные окна обрамлены характерными для нарышкинского стиля наличниками с разорванными фронтончиками, поддерживаемыми полуколонками, опирающимися на кронштейны.   Оригинальный пояс ложных кокошников, в которых использован мотив раковины, широко применявшийся в московской архитектуре конца XVII века и превратившийся здесь в кружевную орнаментацию, украшает четверик храма и одновременно свидетельствует о творчестве местных мастеров. 

Адрес: Касимов, ул. Садовая, д. 1

Благовещенская церковь с колокольней

В 1740 году построена приходская одноглавая Благовещенская церковь. Она окружена множеством пределов с главками. Основная глава храма украшена ажурным кованым крестом прекрасной работы местных кузнецов. Шатровая колокольня возведена в 1868 году в псевдорусском стиле. 

Раньше на месте каменной Благовещенской церкви была деревянная, которую построили в 1623 году. Каменная церковь была возведена, как значится в описях Благовещенской церкви, в 1740 году. В то  время  возле Благовещенской церкви находилась деревянная церковь апостола – Иоанна Богослова. В 1784 году пристроен предел Введения в храм Пресвятой Богородицы. В 1784 году священником Феодором была открыта при Благовещенской церкви богадельня. После ее закрытия в этом здании помещалось духовное правление. К сожалению, до наших дней этот дом не сохранился. В конце XIX века было принято решение перенести Благовещенскую церковь на  Хлебную площадь. На том месте, где предполагали построить церковь, в 1888 году основали часовню, но так и не перенесли саму церковь.

После революции храм был закрыт. Богослужения в нем возобновились с декабря 1994 года. На сегодняшний день кроме главного предела в честь праздника Благовещения Господа, действуют еще два. Левый посвящен празднику Введению во храм Пресвятой Богородицы и пророку Илии, а правый – апостолу и евангелисту Иоанну Богослову и преподобному Сергию Радонежскому.

Адрес: Касимов, Советская (Соборная) площадь, д. 13А

Вознесенский собор

Строительство каменной пятиглавой соборной Вознесенской церкви с пределом в честь Иоанна Предтечи началось в марте 1748 года. Работы проводились неподалеку от деревянной церкви. В середине июня 1754 года собор был освящен по храмосвятной грамоте, данной митрополитом Димитрием Сеченовым.

В 1876−1878 годах в храме проводились ремонтные работы. Был построен новый расширенный алтарь, устроен новый иконостас и расписаны стены храма. В начале августа 1787 года состоялось освящение храма архимандритом Солотчинского монастыря Иоанникием и соборным протоиереем Федором Ипатьевым.

В XIX веке вместо обветшавшего храма был построен новый, ныне существующий, собор с Покровским и Предтеченским пределами. Начало его строительству было положено 25 июня 1854 года, а окончен и освящен он был полностью в 1867 году.

Все, кто видел Вознесенский соборный храм, единогласно утверждают, что это один из прекраснейших соборов Рязанской епархии. Храм построен в архитектурном стиле второй половины XIX века с применением в декоративной обработке фасадов не только ложнорусских мотивов, но и татарских. План собора был снят с плана храма в Гатчине, о чем было написано  в Рязанских епархиальных ведомостях за 1897 год.

Среди древних и ценных реликвий, которые находились в соборе и особенно почитались прихожанами, были следующие: Евангелие печати 1677 года, подаренное царевичем Алексеем Михайловичем с собственноручной надписью, а также ружная грамота царя Алексея Михайловича 1672 года на выдачу годового жалованья соборному причту. Кроме того, здесь был образ Иоанна Предтечи, присланный царем Иоанном Грозным для молитв о сыне.

В 20−х годах прошлого столетия собор был закрыт, но перед этим некоторое время находился в распоряжении обновленцев. В 1936 году по ходатайству филиала рязанского Аэроклуба горисполком решил  устроить на бывшей колокольне собора парашютную вышку. В 1960 году соборная колокольня была разобрана.

Вознесенский собор возвращен Русской Православной Церкви в 1998 году. Реставрационные работы начались в 2001 году. На сегодняшний день собор полностью восстановлен и в нем проводятся регулярные богослужения.

Адрес: Касимов, Советская (Соборная) площадь

Как добраться до города Касимов

На поезде

Железнодорожная станция Касимова находится на противоположном берегу Оки в семи километрах от самого города. Эта станция тупиковая на ветке Ушинский – Касимов, она является конечной остановкой для электричек Шилово – Касимов, прибывающих через 2 часа 30 минут после отправления. Из Рязани и Москвы добраться сюда поездом невозможно.

На автобусе

Столичные автобусы отправляются в Касимов со Щелковского автовокзала; время в пути составляет 5 часов 30 минут. Рязанские автобусы прибывают через 3 часа 30 минут. Прямым рейсом в Касимов можно добраться также из Мурома за два часа. Автобусы из Владимира идут порядка 4х часов.

На автомобиле

Касимов удален от Москвы на 290 километров. Расстояние от областного центра, Рязани, составляет 160 километров. Владимир находится севернее на 200 километров, путь пройдет через Гусь-Хрустальный, от которого до Касимова останется 120 километров. От Мурома надо будет преодолеть 90 километров, а дорога тамбовских путешественников растянется на 300 километров.




Социальные комментарии Cackle