Регионы Советы Туристам
начало / регионы / города федерального значения / санкт-петербург / соборы и святыни санкт-петербурга /

Исаакиевский собор

В ряду архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга выделяется здание, поражающее своими размерами и монументальностью – это Исаакиевский собор, главный символ и украшение города. Исаакий, как архитектурный памятник, является одной из градообразующих доминант исторического центра города на Неве.

Строительство и история Исаакиевского собора неразрывно связаны с историей и жизнью Петербурга. Строительство одного из самых крупных купольных сооружений в мире — Исаакиевского собора, стало вершиной деятельности и делом всей жизни архитектора Огюста Рикара де Монферрана. Работы по возведению Исаакиевского собора начались после войны с Наполеоном 1812 года. Собор должен был превзойти по своим размерам все возведенные к тому времени храмы. Его строительство было невиданным по масштабам и продолжительности и длилось 40 лет (1818 — 1858 г.г).

Гранитные куски нужной формы вырубали из скалы под Выборгом и по Неве на суднах доставляли к месту строительства. Всего было возведено 48 колонн будущих портиков. Каменные блоки, песок и щебень доставлялись по воде, остальные строительные материалы – по железной дороге. Возведение стен и подкупольных пилонов заняло 6 лет, еще 5 лет ушло на сооружение сводов собора, барабана центрального купола и четырех угловых колоколен. Размеры собора грандиозны: высота — 101,5 метра, общий вес здания 300 тысяч тонн, внутренняя площадь собора составляет 4 тысячи квадратных метров. Фасады облицованы мраморными блоками толщиной 40−50 сантиметров. На золочение внешнего купола было потрачено 100 килограммов червонного золота. Венчает его световой фонарик и золоченый крест, возведение которого состоялось в 1839 году. Главным скульптором Исаакиевского собора стал Иван Витали, который создал уникальные двери храма с бронзовыми барельефами. Фигуры ангелов с крыльями и стилизованными факелами в руках установлены по четырем внешним углам высокого аттика. По большим праздникам в этих газовых факелах-светильниках зажигался огонь.

Исаакиевский собор строился как домовой храм семьи Романовых, все работы по внутреннему убранству проводились при участии императора Николая I. На отделку и украшение интерьеров ушло 17 лет. Главные иконописные сюжеты при оформлении иконостаса и внутреннего убранства посвящены небесным покровителям всех венценосных особ, в период царствования которых строились все четыре религиозных сооружения. Иконостас сооружен в виде триумфальной арки, имперский стиль подчеркивают шесть десятиметровых малахитовых колонн, расположенных по обеим сторонам от царских врат.

Все иконы в соборе выполнены в технике флорентийской мозаики по живописным оригиналам художников Т. Неффа и Ф. Брюллова. Над царскими вратами расположена монументальная скульптурная композиция «Христос во славе». Роспись «Страшный суд», над иконостасом написана художником Ф. Бруни. В соответствии с европейскими традициями выполнено грандиозное алтарное окно площадью 28 квадратных метров с витражным изображением Иисуса Христа в полный рост работы немецких мастеров. Внутренние поверхности стен и пилонов облицованы мрамором высотой в 43 метра до аттика.

Площадь купольного плафона занимает монументальная роспись под названием «Богородица во Славе», созданная художником Карлом Брюлловым. Росписи на барабане купола, парусных подкупольных сводах и аттике по эскизам К. Брюллова выполнил художник П. Басин. Купол в его основании украшен монументальными статуями двенадцати апостолов. Освещался собор с помощью семи бронзовых золоченых люстр и канделябров. В 1908 году была произведена электрификация внутреннего пространства. Интерьер Исаакиевского собора поражает своим величием и праздничностью, на отделку декора было потрачено 300 килограммов золота.

В 1871 году грандиозное здание, требовавшее немалых ежегодных финансовых вложений, было передано государственному ведомству – Министерству внутренних дел. Так Исаакиевский собор стал нести одновременно две функции: как домовый храм царской семьи и как православный центр для проведения общегородских праздников. При советской власти в 1931 году Исаакиевский собор приобрел статус общедоступного музея. Экспозиция состояла из трех разделов: история строительства собора, антирелигиозная работа музея и естественно-научная часть. Во время Великой Отечественной войны в период вражеской фашистской блокады Исаакиевский собор выполнил свою важную миссию – стал главным хранилищем для наиболее ценных музейных экспонатов, вывезенных из пригородных дворцов и городских музеев. После войны были проведены беспрецедентные по своим масштабам работы по реставрации собора. Как напоминание об артиллерийских обстрелах города фашистами во время блокады, при которых пострадал Исаакиевский собор, на колоннаде западного портика, реставраторы оставили пробоины от вражеских снарядов. Собор-музей. В1963 году историко-художественный собор-музей «Исаакиевский собор» был открыт для широкой публики. После реставрации открылись великолепные интерьеры храма, вновь мозаики и росписи мастеров девятнадцатого века предстали перед посетителями в своем неповторимом великолепии.

Музейный комплекс Исаакиевский собор является одним из главных музеев и культурных центров России, где постоянно проводятся экскурсии, выставки, концерты и культурные программы. В Исаакиевском соборе ежегодно проводятся торжественные богослужения по большим православным праздникам. Сегодня Исаакиевский собор один из главных культурных центров Санкт-Петербурга, кроме культурно-просветительской и экскурсионной деятельности, здесь ведется большая научная работа в сфере изучения исторического, художественного, декоративно-прикладного и архитектурного наследия, постоянно проводятся и совершенствуются реставрационные работы с применением самых передовых технологий. Исаакиевский собор одновременно является музеем, где наиболее полно освещена жизнь и творчество великого зодчего Огюста Рикара де Монферрана. Посетители смогут познакомиться с историей возведения собора, способами строительства того времени, инженерными изобретениями, которые впервые были применены при сооружении грандиозного здания. Особый интерес и восхищение вызывают интерьеры собора, поражающие великолепием и богатством убранства — флорентийские мозаики, росписи, скульптурные композиции, элементы декора.

В январе 2017 года правительство Санкт-Петербурга во главе с губернатором города Георгием Полтавченко приняли решение о передаче собора русской православной церкви. Исторически собор, как культовое сооружение никогда не принадлежал церкви, изначально он строился и существовал как царская домовая церковь, деньги на его возведение и содержание поступали из бюджета императорской семьи Романовых. По утверждению представителей Русской православной церкви в Исаакиевском соборе после его передачи, наряду с богослужениями будут, как и прежде проводиться экскурсии, и разрешен доступ на смотровую площадку его колоннады.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4



Социальные комментарии Cackle