Регионы Советы Туристам
начало / регионы / приволжский федеральный округ / пермский край / туристсткие маршруты пермского края /

Город Чердынь

В писцовых книгах XVI-XVII веков, в государевых грамотах и других указах Чердынь называли Пермью Великой, отождествляя её с наименованием исторической области.

Согласно гипотезе, выдвинутой А. С. Гантман, название города происходит, от двух коми-пермяцких слов: чер – «приток» и дын – «устье», – то есть «поселение, возникшее при устье ручья».

Если верить другой версии, название поселению дала расположенная с северной стороны города небольшая речка, которая до прихода русских называлась «Чер», а поселение, расположенное в её устье, именовалось «Чердын» («дын» в данном случае переводится с коми-пермяцкого как «место около чего-либо»). Современное название речки – Чердынка – вторично, дано по названию города.

Точных сведений о дате основания Чердыни нет. Первым из найденных через прошедшие пять веков описанием исторических событий в Чердыни является Вычегодско-Вымская летопись, которая начинает упоминать город с 1451 года.

Существуют версии, согласно которым город первоначально располагался южнее, на месте села Пянтег. Позднее Чердынь будто бы переместилась на север, в район села Покчи, а затем оказалась на своём современном месте.

Первоначально на месте Чердыни существовало Чердынское (Троицкое) городище, которое относят к родановской культуре. При его раскопках обнаружены обломки глиняной посуды и бронзовые шумящие подвески XII-XIII веков. На месте городища в XV веке был основан собственно город Чердынь. Обнаруженные археологами остатки деревянных укреплений русского кремля датируются XVI-XVII веками.

В русской историографии XIX века древнерусский топоним Пермь Великая отождествлялся со скандинавским топонимом Биармия, центр которой, как полагали, находился в районе Чердыни, которая в X-XII веках вела обширную торговлю с волжскими булгарами, Ираном, Великим Новгородом и северными народами (Югрой).

В эту эпоху с Пермью поддерживали тесные торговые и политические отношения новгородцы, которые следовали на восток древним торговым путем по притокам Северной Двины, попадая с Вычегды волоком на Колву. Чердынь и расположенное в семи километрах к северу другое важное селение Покча были основаны на высоком правом берегу Колвы близ её впадения в Вишеру напротив горы Полюд, самой высокой точки в этой части Уральских гор. Отсюда далее на юг проходил путь на Каму и Волгу, а на восток — по Вишере — в Сибирь. На север от Чердыни также шла «пушная» дорога к полноводной Печоре и по ней к Ледовитому океану.

Новгородцы получали дань с местных жителей и числили край среди своих административных округов, но данных о наличии русского населения в Чердыни до конца XV века нет. Даже местные князья, которых летописи называют русскими именами и числят среди родственников верейских князей из Московии, в настоящее время по национальности считаются пермяками.

Экономическое и политическое значение Перми Великой – Чердыни достигло пика в XV веке. Кроме пушнины, высоко ценившейся в Европе, в Пермском крае сосредотачивалось так называемое закамское серебро, то есть высокохудожественные серебряные изделия Сасанидской Персии, Византии и Волжской Булгарии издавна стекавшиеся сюда по торговым путям в обмен на меха и, возможно, добываемое и обрабатываемое на месте; это серебро составляло значительную часть дани, уплачиваемой русскими землями, преимущественно новгородцами, Золотой Орде. Начиная с Ивана Калиты, московские князья пытались оспорить политическое господство Новгорода над Пермским краем, но лишь Василию Темному удалось назначить в Чердынь своих ставленников.

Наиболее достоверные сведения о Чердыни относятся ко второй половине XV века – времени начала вхождения Перми Великой в состав Великого княжества Московского.

В 1455 году епископом Питиримом была предпринята попытка «крестити ко святей вере чердынцев», оказавшаяся неудачной – Питирим был убит вогулами, которые активно сопротивлялись принятию христианства.

В 1462 году епископ Иона предпринимает «добавное» (повторное, дополнительное) крещение чердынцев. В этом же году в Чердыни был основан Иоанно-Богословский мужской монастырь, при котором был заложен первый на Западном Урале христианский храм – деревянная церковь Иоанна Богослова.

В 1472 году, после похода Фёдора Пёстрого центр русской администрации Перми Великой был организован в Покче. Князь Михаил, доставленный в Москву, выразил покорность Ивану III и вскоре возвратился назад. Его потомки княжили в Чердыни и Покче до 1505 года, когда княжество было упразднено, и в Чердынь был назначен московский наместник. С этого момента население Чердыни и Покчи становится преимущественно русским, в то время как пермяцкое население сохранилось лишь в отдельных деревнях и на территориях Коми-пермяцкого национального округа, расположенного к западу от р. Камы.

В 1481 году Чердынь атаковали манси (вогуличи), которым не удалось взять город.

В 1504 году город сгорел и князь Матфей Михайлович великопермьский поставил на Почке новый город.

В 1535 году на Троицком холме города под наблюдением московского мастера – дьяка Семёна Курчова – был возведён деревянный кремль, переживший одиннадцать крупных осад. В этом же году сгорела Покча, и Чердыне был возвращён статус административного центра. Одновременно Чердынь официально была признана городом.

В этот период оформился новый «Московский» путь в Сибирь, который был короче «Чрезкаменного» (шедшего через Северный Урал), что чрезвычайно усилило экономическое и политическое вляние Москвы на Сибирь.

После выделения южной части пермских земель в вотчину Строгановым административный центр края также сместился на юг, и Чердынь утратила прежнее политическое значение. Экономика края развивается преимущественно за счёт разработки месторождений поваренной и калийной солей вокруг городов Соликамск и Березники, для вывоза которых в Чердыни и Покче до начала XX века строили баржи. Строительство железных дорог также ограничилось южной частью Пермской области, и Чердынь с областным центром в настоящее время соединяет только шоссе и речной транспорт.

Чердынь сих пор сохраняет облик старинного русского городка с типичными усадебными хозяйствами и не имеют многоэтажной застройки. Значительная часть населения края придерживается старообрядческого христианства, хотя церкви преимущественно находятся в ведении Московского патриархата.

Основной смысл поездки в Чердынь – увидеть настоящую русскую «глушь», земли, не испорченные цивилизацией, облик которых, кажется, совсем не изменилось за последнюю сотню лет.

Краеведческий музей

Основателем одного из старейших музеев Урала, основанного в 1899 году является Дмитрий Аристархович Удинцев (1862−1915) — председатель Чердынской уездной земской управы.

Собрание музея составляет более 110 тысяч единиц хранения и включает богатейшие коллекции: «Археология» (с уникальными предметами Пермского звериного стиля и восточного серебра VII-X веков), «Пермская деревянная скульптура», коллекции «Иконописи", «Нумизматика», «Этнография». Видное место принадлежит книжному собранию (XVI-XX веков), включающему уникальные экземпляры старопечатной рукописной книги, музей хранит исторические реликвии национального значения — оковы боярина М.Н. Романова (дяди первого царя из династии Романовых), воинские доспехи X-XV веков. Большой популярностью у туристов пользуется музей истории веры, находящийся в Успенской церкви.

Музей размещается в здании бывшей уездной земской управы, архитектуры середины XIX в., выставочный зал – здание бывшей женской гимназии, архитектуры сер. XIX в., музей истории веры – в здании бывшей церкви, постройки 1785 года.

Адрес: Пермский край, г. Чердынь, ул. Ленина, 60.

Иоанно-Богословский монастырь

Старейшая обитель пермских земель, Чердынский Иоанно-Богословский монастырь, в 2013 году празднует свой 550−летний юбилей со времени основания, вот уже более пяти веков она являет удивительный пример деятельной любви к Богу и к людям.

Он, точно живое существо, обладает внутренней, духовной жизнью – и меняется внешне, создается – и уходит в небытие, испытывает колоссальные взлеты – и забвение…

Чердынский Иоанно-Богословский монастырь имеет свою собственную историю, свою удивительную счастливую судьбу.

Рассказывая о его истории, отметим, что все православные монастыри и храмы удивительно похожи: у них одно основание – вера православная, единое предназначение – проложить путь человека к Богу. Вместе с этим каждый из них неповторим, исключителен – он находится в собственном сакральном, историческом, временном пространстве.

Временем основания монастыря считается 1463 г., или, согласно летописи, «как пермичи крещение приняли». Этот же год указан и на старинной монастырской иконе, изображающей крещение Чердыни епископом Ионой Великопермским.

С момента своего основания Чердынский монастырь имел особое стратегическое значение. В Перми Великой – Чердыни пересекались основные торговые пути. Это был крупный оживленный город, укрепленный кремлем и гарнизоном. Место для монастыря было выбрано безошибочно – на крутом берегу реки Колвы. За монастырской оградой берег круто обрывался вниз, и со стороны монастыря открывался отличный обзор долины реки. Поэтому он служил форпостом Чердыни – не только духовным, но и военным.

Монастырь с момента своего основания пользовался особым покровительством со стороны правящей династии.

В те далекие времена пожары были для Чердыни постоянным бедствием. В нескольких пожарах Иоанно-Богословскому храму чудом удалось уцелеть, пожар же 1700 года нанес храму непоправимый урон, и его пришлось строить заново.

В 1718 году строительство каменного двухэтажного храма было закончено. Это было первое каменное здание в Чердыни. Был возведен нижний зимний храм с престолом во имя Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и верхний летний двусветный храм с престолом во имя Вознесения Господня. Здание Иоанно-Богословского храма сохранилось до нашего времени почти в первозданном виде.

Явившись первым православным монастырем в Перми Великой, Чердынский Иоанно-Богословский монастырь, прежде всего, был миссионерским. Храм этого монастыря был долгое время единственным, где совершалась литургия, и где возносились молитвы о просвещении пермской земли. По дошедшей до нас иконографии крещения Перми Великой мы видим, что именно Колва – в окрестностях Иоанно-Богословского монастыря – и есть то место, с которого началось крещение Перми. Символично и то, что игумен именно этого монастыря Иов завершил христианизацию Чердынского края, крестив в 1751 г. вишерских вогулов. Но просветительская миссия монастыря на этом не закончилась.

В 1764 году, при проводимой Екатериной II церковной реформе, монастырь был «оставлен на своём содержании» из уважения к его древности и значению для Пермского края. Но вскоре он пришёл в совершенный упадок и в 1784 году был закрыт. Монахи были переведены в другие монастыри, а вотчины отошли к Троице-Сергиевой Лавре.

Однако, воплощая своей историей образ Воскресения Христова, монастырю суждено было возродиться.

В 1911 году Святейший Синод принял решение о создании в Чердыни Чердынского Иоанно-Богословского женского монастыря.

В годы Великой отечественной войны Иоанно-Богословский храм был закрыт на короткое время, но в 1943 году в нем вновь начались богослужения.

Сейчас Чердынский Иоанно-Богословский монастырь, как и пять веков назад выполняет миссию, возложенную на него епископом Ионой.

Адрес: Пермский край, г. Чердынь, ул. Мамина-Сибиряка 17.

Церковь Богоявления

Время постройки деревянной церкви Богоявления, находящейся в селе Пянтег, Чердыпьског района, неизвестно. Обыкновенно ее датируют рубежом XV- XVI веков либо просто относят к XVI веку. При этом считается, что отсутствие указаний на существование в Пянтеге церкви Богоявления даже в источниках XVII века обусловлено тем, что издавна она относилась местным населением к числу часовен, а часовни, как известно, в описях селении никогда не учитывались.

Пянтежская церковь Богоявления предельно проста и выразительна. Это высокий, шестигранный в плане храм. Снабженный с восточной стороны прямоугольным алтарным прирубом, а с западной – небольшим, явно пристроенным впоследствии крыльцом, он всем своим видом напоминает сторожевую башню. Стоит он перед длинной шеренгой сельских строений в излучине реки Камы. Рядом с ним группа могучих кедров, которые жители Пянтега относят к остаткам некогда существовавшей здесь «священной» рощи, а вдали – панорама водных просторов реки с заливными лугами противоположного берега и бесконечными таежными лесами, спускающимися к речному руслу с предгорий Урала.

Ничем не проконопаченные, стены Богоявленской церкви рублены в углах с остатком из сосновых бревен. Ее высокий шестерик покрыт пологой дощатой крышей на шесть скатов и венчается маленькой луковичной главкой. Алтарный прируб снабжен спокойным повалом и накрыт крутой, сильно нависающей над стенами дощатой кровлей на два ската. В восточной стене прируба существуют два волоковых окна, сохранивших свои задвижные доски. Такие же окна имеются и в западной стене шестерика у входной двери. Пазы волоковых окон видны и там, где позднее были сделаны косящатые оконные проемы (окна с косяками).

В прошлом основной сруб Богоявленской церкви был, по-видимому, несколько выше и венчался довольно высоким деревянным шатром. Шатер этот существовал, очевидно, еще в середине XIX века.

Интересно, что в верхней части шестигранного сруба церкви существуют никуда не ведущая дверь и остатки выносной площадки. Кроме того, в бревнах северо-западной и юго-западной стен шестерика имеются вырубленные пазы и гнезда, свидетельствующие о примыкании к ним каких-то пристроек. Некоторые исследователи склонны думать, что это следы древнего крыльца с двускатной кровлей и галереи, окружавшей церковь с трех сторон. Другие же, основываясь на крайне необычной форме плана церкви, известной лишь по крепостным башням, и следах несохранившихся пристроек, склонны думать, что в Пянтеге стоит не столько церковь, сколько приспособленная под церковь угловая крепостная башня, к двум противоположным граням которой когда-то примыкали прясла рубленых стен.

Бесспорно, однако, что существующая ныне в селе Пянтег деревянная башнеобразная церковь Богоявления является самой древней культовой постройкой на Верхней Каме. Она является уникальным памятник деревянного зодчества. Таких храмов нет больше в древнерусском деревянном зодчестве.

Адрес: Пермский край, Чердынский район, с. Пянтег.

Как добраться до города Чердынь

Железная дорога и аэропорт в городе Чердынь отсутствуют.

На автомобиле:

Дорога из Москвы займет 30 часов и составит 2200 км. Из Перми – 4 часа и 284 км.

На автобусе:

Город имеет регулярное автобусное сообщение с краевым центром г. Пермь (как добраться до города Пермь, смотрите здесь):

Пермь-Чердынь (из Перми), ежедневно (кроме субботы, воскресения), в 15.40;

Пермь-Ныроб (из Перми через Чердынь), ежедневно, в 7.35 и 16.55.

Внимание: время местное.




Социальные комментарии Cackle