Регионы Советы Туристам
начало / регионы / приволжский федеральный округ / саратовская область / интересные места, которые стоит посетить /

Художественный музей имени А.Н. Радищева

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева принадлежит к числу старейших музеев России и является первым общедоступным музеем в провинции. Музей был торжественно открыт 29 июня 1885 года стараниями внука А.Н. Радищева, художника-мариниста А.П. Боголюбова, передавшего в дар городу свою коллекцию произведений искусства.

Здание Радищевского музея – уникальный памятник истории русской культуры и гражданской архитектуры второй половины XIX века. Оно давно стало одним из архитектурных символов нашего города. Специалисты справедливо называют его примером так называемого «кирпичного стиля», широко распространенного в 1870−1880−е годы. В техническом отношении в этом стиле реализовались практические устремления века, диктовавшие необходимость дешевизны при строительстве, эксплуатации и ремонтах. Его несомненным преимуществом была возможность возведения зданий в короткие сроки, их прочность, надежность, функциональность. «Кирпичный стиль» пропагандировался петербургской школой архитекторов рационалистического направления, к которой принадлежал и автор проекта Радищевского музея Иван Васильевич Штром.

Коллекция музея насчитывает более 30 тысяч единиц хранения. Подлинным богатством музея является собрание отечественного искусства. Музей располагает коллекцией древнерусского искусства, в которую входят иконы XV–XX веков, культовая скульптура и предметы церковной утвари, старопечатные книги.

Уникальность Саратовского музея, включенного в список особо ценных объектов культурного наследия РФ, не только в богатейшей коллекции картин, скульптур и старинных книг. Его коллекции регулярно выставляются и в Москве, и в Петербурге, и в Париже. Когда-то музей оказался своего рода детонатором, взорвавшим культурную жизнь Саратовской губернии. Он не только открыл русское и европейское искусство жителям провинции, но и благодаря организованной здесь художественной студии дал мощный импульс для формирования целого направления: в юности здесь проводили немало времени художники рождавшейся на рубеже столетий «саратовской школы»: Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Виктор Борисов-Мусатов, чьи имена сегодня известны всему миру. Именно музей в одночасье сделал саратовскую «провинцию» одним из культурных центров России.

XVIII век представлен преимущественно портретами – как работы безымянных авторов, так и кисти мастеров, составивших славу русской живописи, – Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Первая половина XIX века, отмеченная романтическими устремлениями и идеалами пушкинской поры, которые нашли отражение в портретах кисти В.А. Тропинина, О.А. Кипренского, К.П. Брюллова, пейзажах А.А. Иванова и С.Ф. Щедрина. В коллекцию произведений передвижников входят полотна И.Е. Репина, В.Д. Поленова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, В.И. Сурикова, И.И. Левитана.

Богато и разнообразно собрание русского искусства рубежа ХIХ–ХХ веков, представленное работам В.А. Серова, К.А. Коровина, М.А. Врубеля, знаменитых уроженцев Саратова и Саратовской губернии – В.Э. Борисова-Мусатова, П.В. Кузнецова, П.С.Уткина, К.С. Петрова-Водкина, художников «Бубнового валета»: П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька. Авангард представлен самыми известными именами: К.С. Малевич, А.А. Экстер, О.В. Розанова. Живописный ряд дополняют скульптурные произведения М.М. Антокольского, Е.А. Лансере, П.П. Трубецкого, С.Т. Коненкова, А.С. Голубкиной, А.Т. Матвеева.

Музей обладает замечательной коллекцией европейского искусства: от помпейских фресок и античной скульптуры до картин художников «барбизонской школы». В залах представлены произведения мастеров Франции, Германии, Испании, Англии. Итальянское Возрождение – полотнами Дж. Вазари и Я. Бассано; голландское искусство – живописью XVII века: пейзажами, бытовыми картинами, портретами, авторы этих работ – известные художники: Питер ван Ноорт, Матиас Стомер, Давид Тенирс Младший. Гордость музейного собрания – картины Камиля Коро, Шарля Добиньи и Адольфа Монтичелли из коллекции А.П. Боголюбова. Нидерландские шпалеры, саксонский и севрский фарфор, коллекции мебели, стекла, бронзы широко и разнообразно представляют декоративно-прикладное искусство разных эпох и национальных школ.

Когда 29 июня 1885 года Саратовский художественный музей открыл свои двери для всех желающих, только за первый день его посетило 2700 человек, а за первый год 62 000 — больше половины населения Саратова тех лет. Люди самых разных сословий собирались на центральной площади и были вынуждены ждать в очереди, чтобы попасть в здание: оно просто не могло вместить всех желающих. С тех пор популярность музея только росла, и не в последнюю очередь благодаря постоянным пополнениям его коллекции. Экспозиция дополнялась и частными коллекционерами (среди них такие известные, как П.М. Третьяков, А.П. Бахрушин, Д.А. Ровинский, А.Г. Рубинштейн), и государством: уже в XX веке сюда перекочевали некоторые полотна из Петербургской академии художеств и Эрмитажа.

Научно-исторический архив и библиотека Радищевского музея располагают уникальными рукописями, документальными и фотоматериалами, богатой коллекцией старинных и современных изданий.

Адрес: г. Саратов, ул. Радищева, 39; Веб-сайт: http://www.radmuseumart.ru; Email: radmuseumart@radmuseumart.ru; Телефон: (845−2) 26−12−09; Без выходных



Социальные комментарии Cackle