Регионы Советы Туристам
начало / регионы / южный федеральный округ / астраханская область / культурные и исторические достопримечательности астраханской области /

Хошеутовский хурул

Уникальный в своем роде буддийский храм, возведенный калмыками в начале 19 века. Он был построен князем Сербеджабом Тюменем в честь победы в войне 1812 года с Наполеоном. Старейший буддийский храм Европы расположен в селе Речное Харабалинского района.

В начале позапрошлого века на левом берегу Волги, на месте, связанном со многими событиями в истории взаимоотношений калмыцкого и русского народов, был воздвигнут памятник их дружбы и боевого братства – Хошеутовский хурул. Он соединил в себе черты восточной буддийской и западно-европейской архитектур. Считается, что хурул был построен по модели Казанского Собора в Санкт-Петербурге.

Хошеутовский хурул, построенный в 1818 году, стал памятником в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Инициатором его постройки был представитель калмыцкого княжеского рода хошоутов Сербеджаб Тюмень. Авторами проекта – его брат – Батур-Убуши Тюмень (выдающийся калмыцкий историк и литератор) и буддийский монах Гаван Джимбе. Строительство храма было начато вблизи Тюменевки – родового поместья княжеского рода, на месте старого деревянного хурула, куда на хранение было сдано пробитое французскими пулями походное знамя Второго калмыцкого полка.

Храм возводился на добровольные пожертвования калмыцкого народа. Строители были местные. Вероятно, и кирпич изготавливали где-то поблизости. Почти на каждом кирпиче оттиснут выпуклый рисунок лука со стрелой— знак рода, еще в далекой Джунгарии прославившегося своими воинами, которых часто ставили во главе боевого клина. Рассказывают, что здесь был Александр Дюма старший и В.И. Ленин. Приезжала в Хошеутовский Хурул принцесса из Китая – прямой потомок князей Тюменей.

После своего открытия и вплоть до 1917 года Хошеутовский хурул являлся одним из основных храмов буддистской общины Астраханского региона. Однако после революции он был закрыт, и на протяжении всего 20 века по назначению не использовался и не реставрировался.

В круглом башенном входе каменного храма еще можно видеть изображение журавлей и человека, летящего на птице. Чуть выше располагается плохо сохранившийся полукруглый живописный фриз, образованный размытыми теперь очертаниями пяти человеческих фигур. Сохранилось изображение танцующего монаха в длинном халате, подвязанном кушаком. В высоко поднятой руке он держит небольшое круглое зеркальце, заставляющее вспомнить один из атрибутов шамана. На плече монаха – шестилапая лягушка, на которой согласно калмыцкой космогонии держится земной материк.

Центральная третья фигура из пяти сохранившихся своими очертаниями напоминает Белого Старца с посохом. Остальные фигуры едва различимы. Весь фигурный ряд дан в раме цветочного орнамента, выполненного трафаретом. Многочисленные росписи, покрывавшие другие поверхности стен центрального здания храма снаружи и в интерьере, не сохранились. Ансамбль сооружений Хошеутовского хурула состоял из молельной, центральной башни и двух галерей, отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями. Молельня (базилика) и главная башня – единственное, что сегодня сохранилось от величественного сооружения 19 века.

Построенный почти два века назад Хошеутовский хурул как символ братства двух народов и сейчас несет свою миссию единства. Уже 20 лет он имеет статус памятника истории и культуры федерального значения. В настоящее время здесь ведутся активные реставрационные работы по проекту астраханского архитектора А. Махмудова «Храм-музей». Не исключено, что в дни больших праздников хурал будет действовать как культовое сооружение, в остальное время радовать гостей экспозициями, посвященными истории буддизма в Астраханской области. В целях содействия возрождению духовных традиций калмыцкого народа опеку над храмом взяла местная Община буддистов.

Адрес: Астраханская область, Харабалинский район, село Речное, ул. Ленина



Социальные комментарии Cackle