Регионы Советы Туристам
начало / регионы / центральный федеральный округ / калужская область / туристские маршруты калужской области /

Город Боровск

Первое упоминание о городе было сделано в 1356 году великим князем Иваном II в своей духовной грамоте. Среди историков бытует мнение, что этот древний город был основан еще до татаро-монгольского нашествия. Изначально местное поселение управлялось черниговскими наместниками, а с XIV века принадлежит рязанским князьям. В 1382 году Боровск присоединяется к Московскому княжеству по условиям договора, заключенного между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом. Через четыре года город отошел в дар Владимиру Андреевичу Храброму, князю Серпухова, после чего становится центром удельного Серпуховско-Боровского княжества.

Изначально название поселения звучало как Боровеск, позже сократилось до Боровска. Слово происходит от древнерусского «бор», что означает глухой лес, в частности, сосновый. В XV веке Боровск становится одним из составляющих оборонительного московского кольца.

В середине XV столетия неподалеку от города основывается Боровский Пафнутьев монастырь, который к концу XVII века входил в первую двадцатку крупнейших и богатейших монастырей в нашем государстве по количеству земельных угодий и крепостных крестьян. В этой обители работал Дионисий – известный иконописец XV – XVI веков. Здесь же собирал войска Дмитрий Пожарский, чтобы потом выдвигаться на защиту Москвы и Смоленска.

В 1610 году князь Михаил Волконский десять дней держал оборону монастыря от отрядов Лжедмитрия II, но в ряды защитников затесался предатель, и воевода был убит. Правда, без боя войска все равно не сдались – в той схватке погибло свыше 12 тысяч человек, а сама обитель была сожжена. В 1666 году и 1667 в Пафнутьевым монастыре был заточен протопоп Аввакум, который являлся главным идеологом старообрядчества. Кроме него, в боровском остроге в 1673−75 годах содержались в заключении боярыня Морозова со своей сестрой княгиней Урусовой. Обе они скончались в Боровске, надгробные плиты сейчас хранятся в краеведческом музее.

Во второй половине XVII столетия Боровск, будучи торгово-ремесленным городом, становится еще и одним из центров старообрядчества в России. До революции и свержения царской династии более двух третей населения исповедовали старообрядчество.

В 1708 году город присоединяется к Московской губернии, с 1777 года Боровск получает свой уезд в Калужском наместничестве. В начале XIX века здесь был второй по численности, после Калуги, крупный промышленный и торговый центр. В ходе Отечественной войны 1812 года Боровск вместе с Пафнутьевым монастырем были разорены Наполеоном. Неподалеку отсюда, в поселении Городня, Бонапарт принял решение об отступлении по Смоленскому тракту. Боровск быстро отстроился.

В начале прошлого столетия строится железная дорога Москва – Киев (через Балабаново), и экономическое значение города угасает. С 1944 года Боровск принадлежит Калужской области. В годы Второй Мировой войны город был в оккупации немцев с середины октября 1941 года по начало января 1942 года.

В наши дни наибольший интерес вызывают постройки, расположенные в старой части города, поскольку многие из них признаны памятниками архитектуры и культуры прошлых столетий. К таким сооружениям относятся городские храмы, а так же бывшие дворянские и купеческие особняки.

Пафнутьев – Боровский монастырь

Монастырь был основан в конце XVI века на берегу реки Протвы. История основания обители уходит корнями в прошлое татаро-монгольского ига, так как дед преподобного Пафнутия был татарином, крестившимся в православии.

Духовный авторитет Пафнутия притягивал в обитель многих знаменитых людей. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богослужение.

В период Смутного времени монастырские стены оказались на пути польско-литовских захватчиков, которых возглавлял Лжедитрием II. В обители развернулась кровавая схватка, после которой подвиг защитников обители навеки запечатлен на страницах истории, а город Боровск получил новый герб. Крупные схватки произошли здесь еще в 1812 году и в период немецкой оккупации периода Второй Мировой войны.

Наиболее негативные последствия остались после смены государственной власти и национализации культовых построек. Восстановление обители начинается в 60х годах прошлого столетия, а возвращение сюда монахов приходится на 1991 год.

Доминирующую роль в монастырском комплексе играет пятиглавый собор Рождества Богородицы, выстроенный в 80х годахXVI века. Примечателен этот храм тем, что главки выполнены не луковичными, а шлемовидными, как строили еще до монгольского нашествия. Роспись собора сделана в 1644 году, причем до наших дней сохранилась часть тех фресок.

Самым древним зданием монастыря является постройка, объединяющая трапезную и Христорождественскую церковь. Это сооружение выстроено в начале XVI века. Кроме того, в переделах обители имеется еще одноэтажный храм Ильи Пророка 1670 года постройки и Митрофаниевская церковь (1760 год), оформленная в стиле барокко. Остальные здания были выстроены в XVII веке.

Монастырские стены включают в себя шесть башен. В одной из стен находятся Святые врата, построенные в XIX веке. Тогда обитель уже перестала быть крепостью, и могла позволить себе широкий парадный вход.

Адрес: Боровск, с. Роща, ул. Димитрова

Краеведческий музей

Боровский историко-краеведческий музей был открыт в июле 1987 года на основе фондов трех общественных музеев: краеведческого, Боевой Славы и декоративно-прикладного.

Особого внимания заслуживает графическая коллекция, основой которой являются работы Народных художников России Виталия Миронова, Людмилы Киселевой, Александра Ветрова, и некоторых других мастеров. Музей продолжает собирать подлинные документы и предметы, которые так или иначе связаны с событиями Отечественной войны 1812 года. Гордостью музея является его научно-краеведческая библиотека, которая насчитывает более восьми тысяч изданий.

В музее открыты экспозиции, посвященные ранней истории Боровского уезда и самого города, событиям Великой Отечественной войны, происшедшим на Боровской земле в 1941−1942 годах. Среди всех экспозиций центральной является следующая — «Боровская летопись. Страницы истории». Главные разделы этой выставки, «Покровский и Пафнутьев-Боровский монастыри – первые века существования», «Старообрядчество в Боровске», «Боровское купечество», содержат наиболее ценные исторические материалы.

Телефон: +7 (484−38) 4−32−36

Адрес: Боровск, площадь Ленина, д. 7

Покровский старообрядческий собор

Гигантский храм был построен в 1909 году старообрядцами. Инициатором строительства выступила вторая Покровская старообрядческая община, располагавшаяся в Боровске. Освящение собора состоялось в 1912 году; проведение обряда было приурочено к празднованию столетнего юбилея победы над армиями Наполеона Бонапарта.

В нынешнее время собор находится на земле, принадлежащей автоколонне. Правда, вход свободный. Благодаря своим величественным формам, собор является доминантой всей правобережной части города (называемой еще «низкой»).

Автоколонну сегодня можно назвать если не самым интересным, то самым впечатляющим местом города, которое вызывает противоречивые чувства. Чтобы попасть сюда, придется прогуляться или прокатиться, так как центр города находится достаточно далеко. Кроме того, даже проходя по улице, на которой расположен собор, его можно не заметить из-за больших ворот и зданий автобазы. Если же вы все-таки зададитесь целью побывать здесь и непременно найдете этот памятник архитектуры прошлого века, то, безусловно, будете поражены сочетанием готических форм собора, крайне нехарактерных для русских земель, и заброшенной поломанной техники, хаотично возвышающейся на промасленной земле. Находясь в этом месте, невольно проникаешься духом постапокалиптических сюжетов, после чего осознаешь, насколько ценна и неповторима наша с вами жизнь, так как второго шанса прийти в этот мир у нас уже не будет.

Адрес: Боровск, ул. Коммунистическая

Храм Преображения Господня

Центральную площадь Боровска украшает здание Преображенской церкви, выстроенной в 1804 году. Инициатором постройки и главным спонсором был московский купец В.С. Просвирин. Тогда этот храм был самым благоустроенным в городе. В 1848 году на земле, принадлежавшей церковной общине, была построена богадельня, предназначенная для женщин духовного звания.

После свержения династии Романовых и установления новой власти, храм испытывает притеснения, как и вся религия в целом. В начале 30х лет прошлого века храм был закрыт, а его настоятель в 1937 году приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Здание храма сначала просто стояло закрытым, потом, после войны, здесь была устроена мельница. В конце XX века в церкви располагался один из городских складов. Некоторое время храм принадлежал МУП «Сосновому бору». За все это время разрушавшееся здание только один раз было отремонтировано, да и то частично. Реставрация проводилась в 80е годы. Впрочем, результата этих работ надолго не хватило, и храм продолжается разрушаться.

В начале 2001 года Русской Православной Церковью делаются попытки вернуть здание Спасо-Преображенской церкви, которые были увенчаны успехом к концу года. Реставрация храма продолжается до сих пор, так как средств на ремонт крайне мало. Восстановлением святыни занимается Благовещенский собор.

Адрес: Боровск, ул. Урицкого

Благовещенский кафедральный собор

В самом центре Боровска находится один из древнейших храмов Калужской земли. Архитектор и точное время его основания неизвестны, дата постройки приходится на XVII век. В течение долгих лет собор неоднократно перестраивался, так что нынешний облик сформировался к середине XIX века, когда к основному объему было пристроено помещение трапезной, а так же два предела. Южный предел освятили именем Николая Чудотворца, а северный – в честь Казанской иконы Богородицы. В то же время была построена колокольня, выдержанная в традициях классицизма с элементами барокко.

В период захвата власти в государстве большевиками этот храм не закрывался, поэтому до нас дошли древние иконы греческого письма. Наиболее почитаемыми святынями в Благовещенском соборе на сегодняшний день являются следующие: Казанская икона Богородицы, резная икона святителя Николая, а так же икона и посох преподобного Пафнутия Боровского. Особенно необычно смотрится большая, в человеческий рост, резная икона Николы Можайского. Сделана она была предположительно в XIV веке, во времена правления Дмитрия Донского.

Еще здесь есть икона, именуемая в народе «мощевик». Такое название ей было дано потому, что в ней содержатся доли мощей 18ти православных святых, а так же частицы гроба Господня и креста Спасителя. Среди святых, чьи мощи вмонтированы в икону, есть такие известные, как Николай Чудотворец, Даниил Столпник, мученица Анисия и другие.

Адрес: Боровск, ул. Ленина, д. 1

Церковь Дмитрия Солунского

Храм расположен на левом берегу Протвы, в Рябушинской слободе, которая до 1764 года принадлежала Панфутиеву монастырю. Церковь выстроена на обрыве, так что визуально кажется еще выше, чем есть на самом деле. Храм каменный, построен в 1804 году. Впрочем, до него в слободе была другая церковь, деревянная.

Ротонда второго яруса над невысоким четвериком придает небольшому бесстолпному храму с одной апсидой некоторую монументальность. Венчает храм древняя глухая глава, поставленная на купол ротонды. Внутри храма много света, так как многочисленные солнечные лучи проникают сюда с трех тройных оконных проемов ротонды, которые расположены с трех сторон горизонта.

Иконостас, завершенный антиком и увенчанный деревянным резным распятием, окрашен в темно-синий цвет. Кое-где имеются вставки позолоченных деталей. Вероятно, в иконостасе имеются иконы, перед которыми молились в старой церкви, стоявшей на этом месте в XVII веке.

В храме есть свои памятники искусству мастеров прошлых веков – деревянные скульптуры. Голгофа, расположенная в трапезной, имеет фигуры Девы Марии и Марии Магдалины. В нише под стеклом расположен Христос в темнице. Эти скульптуры сделаны на рубеже XVIII – XIX веков. В трапезной привлекает внимание небольшая икона Воскресения Христова, которую можно отнести к XVII веку. Образ выдержан в удивительно мягкой, будто светящейся, розово-желтой гамме.

На сегодняшний день в церкви, кроме главного престола, есть еще два, которые освящены в честь Георгия Победоносца (правый) и Николая Чудотворца (левый). Под горой, на которой возвышается церковь, есть источник Дмитрия Солунского. Здесь каждый желающий может испить ключевой воды. Еще один источник расположен в полукилометре от храма по Протве. Этот ключ освящен в честь святителя Николая.

Адрес: Калужская область, Боровский район, село Рябушки




Социальные комментарии Cackle