Регионы Советы Туристам
начало / регионы / южный федеральный округ / республика калмыкия / калейдоскоп калмыкии /

Религия Калмыкии

В конце XIX — начале XX вв. господствующей религией калмыков был ламаизм. Однако вплоть до последнего времени в их мировоззрении сохранилось много пережитков доламаистских верований, на что почти не обращалось внимание в литературе, хотя они играли существенную роль в жизни населения. Видное место в религиозных верованиях калмыков занимал культ неба и небесных светил: солнца, луны и звезд. Солнце — источник тепла и податель всех благ. С этим связан специальный свадебный обряд поклонения молодой невестки желтому солнцу. П. С. Паллас писал, что, по мнению калмыков, солнце состоит из стекла и огня, и в окружности имеет несколько сот беря (один беря — 8,5 км). Луну почитают несколько меньше солнца, и по их объявлению она состоит из стекла и воды. Число звезд, полагают они, до десяти тысяч миллионов». По утверждению П. Небольсина, калмыки «почитают небо, солнце и луну за особенные дары милосердия к людям… Солнце оплодотворяет и живит землю: оно источник всего, что для благоденствия человека нужно».

Наряду с ламаизмом еще в 70−х гг. XVII в. в Калмыкию начало проникать православное христианство, как орудие укрепления колониального господства царизма в этой окраине Российской империи. Главный попечитель калмыцкого народа К. Костенков писал: «А между тем из этого народа в продолжении такого периода давно уже можно было бы сделать полезных слуг для государства, слив его незаметно с господствующим населением, и в этом случае религия послужила бы главным связующим звеном… просветить калмыков божественными истинами Евангельского учения… нравственная обязанность правительства, принявшего этот народ под свое покровительство». Царские чиновники оказались неспособными объяснить причины неудачи православных миссионеров. На самом деле все объяснялось тем, что православное духовенство выступало в Калмыкии как орудие колониального угнетения калмыцкого народа и насильственного его обрусения, чему калмыцкий народ оказывал упорное сопротивление.

В религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования и представления — шаманизм, фетишизм, культ огня и домашнего очага. Они отразились, в частности, в календарных праздниках. Один из них связывался с началом весны, он праздновался в феврале и назывался Цаган сар. Во время него надевали лучшие одежды, обильно ели и ходили друг к другу в гости со взаимными поздравлениями и благопожеланиями.

В настоящее время Калмыкия — единственный в Европе регион традиционного распространения тибетской формы буддизма, исповедуемого калмыками с конца XVI века. К началу 2000−х годов 27 из 58 официально зарегистрированных на территории религиозных общин принадлежали буддистам (хурулов):

Элиста: Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни»; Хурул в исправительной колонии; Хурул «Сякюсн сюме» в п. Аршан;

Городовиковский район: Тантрический монастырь Владыки Зонкавы в Городовиковске;

Ики-Бурульский район: Хурул в п. Бага-Бурул; Хурул в п. Хомутниково; Оргакинский хурул; Хурул в п. Ики-Бурул;

Кетченеровский район: Хурул в с. Алцын Хута; Хурул в с. Годжур;

Лаганский район: Уланхольский хурул; Лаганский хурул; Галсан хурул в с. Джалыково;

Октябрьский район: Храм Великой Победы;

Приютненский район: Ульдючиновский хурул;

Сарпинский район: Аршань-Зельменьский Ики-Хурул;

Целинный район: Хар-Булукский хурул; Троицкий хурул; Найнтакиновский хурул; Ики-Чоносовский хурул; Бага-Чоносовский хурул;

Черноземельный район: Цекертинский хурул; Хурул в п. Комсомольский; Артезианский хурул; Адыковский хурул;

Юстинский район: Цаган-Аманский хурул; Яшкульский район; Яшкульский хурул.

Власти республики сейчас активно развивают религиозный туризм. Это направление привлекает в Калмыкию тысячи людей из других регионов России и из других стран мира.

В 2009 году в Калмыкии прошло беспрецедентное таинство — Мистерия Цам — торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях (дацанах). Это ритуальные танцы тибетских лам, призванные защитить землю от зла и препятствий и подарить людям благополучие и счастье. 32 монаха из индийского монастыря Дзонкар Чоде приехали в Элисту, чтобы впервые за последние 100 лет провести этот обряд. Ламы, одетые в старинные костюмы из парчи и устрашающие маски, изображали в танце буддийских богов-защитников — дхармапалов.

Церемония Цам требует от участников огромной концентрации: перед ритуалом ламы долгое время медитировали на изображение тех богов, которых они должны были изображать. Буддисты говорят, что в момент Мистерии монахи сами становятся богами, представая перед людьми и совершая перед ними свои обряды.

Республика открыта для туристов и может предложить немало интересных программ и маршрутов. В Калмыкию часто приезжают любители экологического туризма со всего мира. Особенно много путешественников из Германии и Австрии.

Для туристов в Элисте есть специальный городок — Сити-Чесс (Нью-Васюки), где отстроены небольшие гостиницы-коттеджи с двухуровневыми номерами, рестораны, кафе и спортивные площадки.

Оказывается, что для путешествия в яркий и загадочный мир не нужно покидать пределы России. Буддийские мистерии, магическая природа и невероятные животные — все это находится в самом центре нашей страны.




Социальные комментарии Cackle